Designed by: |
web hosting
|
Расколоведение |
Автор: Слесарев Александр Валерьевич |
07.10.2010 07:42 |
Впервые «Расколоведение» как отдельный предмет было введено во время реформы Духовных Школ Российской Православной Церкви, проходившей в 1884 году. Следует отметить, что совершавшиеся в то время преобразования, наряду с введением курса по истории старообрядческого раскола, предполагали восстановление таких важных учебных дисциплин, как библейская история и сравнительное богословие. Учебная программа «Расколоведения» включала в себя достаточно широкий цикл лекций, позволявший учащимся Духовных Школ не только подробно изучить исторические развитие старообрядчества, но и впоследствии вести конструктивный диалог с представителями раскола. Именно с 1884 года «Расколоведение» становится общеобязательным предметом в Духовных Семинариях и одним из тех предметов, которые избирались по выбору учащимися в Духовных Академиях. На протяжении двух лет после принятия решения о введении новой учебной дисциплины, посвященной проблематике церковных разделений, Духовные Академии готовили молодых преподавателей, специализировавшихся на истории старообрядческого раскола. В силу этого обстоятельства к преподаванию «Расколоведения» приступили только в 1886/1887 учебном году. Впоследствии, во время реформирования системы духовного образования, проходившего в 1910-1911 годах, «Расколоведение» становится общеобязательным предметом и для Духовных Академий. Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшее за ним установление богоборческого тоталитарного режима привели к разгрому системы православного духовного образования. Возрождение Духовных Школ, происходившее в послевоенные 1940-е годы, не обошло стороной и уже ставший традиционным курс «Расколоведения». Однако в это время данная учебная дисциплина была объединена с «Сектоведением». В 1950-е годы преподавателем «Сектоведения» в Московской Духовной Академии был протоиерей Иоанн Козлов, являвшийся крупным специалистом по старообрядчеству. Впоследствии «Сектоведение» сосредоточилось на изучении деятельности тоталитарных сект, а историю возникновения старообрядческого раскола студенты Духовных Школ изучают в рамках «Истории Русской Православной Церкви». Для современной Русской Православной Церкви «Расколоведение» представляется не менее актуальным, чем это было столетие назад. Во-первых, обладает определенной степенью актуальности малоизвестная история старообрядчества ХХ века. Во-вторых, крайне важно отметить, что смутный ХХ век породил небывалое количество новых церковных расколов в большинстве Поместных Православных Церквей. О степени актуальности данной проблематики может свидетельствовать количество имеющихся ныне раскольнических организаций. В настоящее время уже можно говорить о: ●Более чем двадцати церковных юрисдикциях Российской Катакомбной Церкви; ●Четырех церковных структурах, отделившихся от Русской Православной Церкви Заграницей; ●Шести раскольнических образованиях, претендующих на право обладания статусом Поместной Русской Православной Церкви; ●Десяти юрисдикциях Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), существующих в условиях диаспоры; ●Семи юрисдикциях УАПЦ, существующих на территории Украины; ●Четырех юрисдикциях Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ), существующих в эмиграции, но имеющих свои представительства в Беларуси и ориентированных в своей пропаганде на белорусское население; ●Десяти юрисдикциях старостильного раскола, существующих на территории Греции и притязающих на право именоваться «Элладской Православной Церковью»; ●Двух юрисдикциях старостильного раскола, существующих на территории Румынии и притязающих на право именоваться «Румынской Православной Церковью»; ●Одной юрисдикции старостильного раскола и одной независимой раскольнической структуре, существующих на территории Болгарии и притязающих на право именоваться «Болгарской Православной Церковью»; ●Одной юрисдикции старостильного раскола, существующей на территории острова Кипр и притязающей на право именоваться «Кипрской Православной Церковью»; ●Трех раскольнических образованиях, существующих на территории Западной Европы и притязающих на право именоваться Португальской, Западно-Европейской и Итальянской Поместными Православными Церквями; ●Пяти раскольнических образованиях, существующих на территории Соединенных Штатов Америки и притязающих на право именоваться Поместными Православными Церквями; ●Десятках епархий, благочиний, экзархатов, церковных миссий и приходов представителей старостильного раскола на канонических территориях Константинопольской, Александрийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Чехо-Словацкой и Американской Поместных Православных Церквей.
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
|