Головна - Публікації - Доктори УУБА - Кочующие искатели высоких амвонов


Designed by:
web hosting

Кочующие искатели высоких амвонов PDF Печать E-mail
Автор: свящ. Павел Бочков   
06.10.2010 08:51

   В наше непростое время политических бурь и амбиций лидеров всех мастей и окрасов, под знаменами которых собираются самые разнообразные сообщества от откровенных маргиналов до интелегентствующих интеллектуалов с претензиями на всеведение и мгновенное разрешение всех социально-политических и экономических проблем современности, для большей части населения стран постсоветского периода, сохранивших свою православную веру в лоне канонической Церкви миграции раскольников всех мастей уже не являются, какими-то новшествами и не представляют особого интереса. Однако для историков Церкви, специалистов по каноническому праву, социологов и психологов изучение данных явлений представляет несомненный интерес, так как они обнажает всю фальшь расколов, позволяют увидеть их неправославную экклезиологическую платформу, искажение православного вероучения и попрание Святых Канонов Церкви, что неминуемо связано и с вопросами «апостольского преемства» в данных околоцерковных образованиях и с вопросами сотериологии. Совокупность наблюдений и знаний о данных процессах позволит Православной Церкви занять взвешенную и грамотную позицию по отношению к каждой псевдоцерковной группе в отдельности, а впоследствии, терпимо и последовательно иметь возможность привести отпавших к покаянию и спасительному единению в лоне Истинной Христовой Церкви.

    В последние годы на Украине появилась нашумевшая организация бывшего диакона Хмельницкой епархии РПЦ, а затем и бывшего «священника» УПЦ КП Олега Кулика с претензией на еще одну «Украинскую Автокефалию», на этот раз еще более «каноничную». В 2005 году Моисей «прославился» своей «интронизацией в Патриархи Киевские всея Руси-Украины», которую совершил в измученной раскольническими «священнодействиями» за последние два десятка лет древней Киевской Софии.[1] Красочный, почти рекламный фильм, размещенный на сайте УАПЦ (к) ярко показывает основные моменты «церковной жизни» УАПЦ (к) а так же, сделанное с помощью раскольников со всего мира, «преображение» Кулика из «митрополита» в очередного «национально свидомого» украинского «патриарха».

   В УАПЦ (к) процессы миграции «клира» и «мирян» доходят до немыслимых с точки зрения православного канонического права размеров. Часто мигранты меняют не только юрисдикциональную принадлежность к той или иной раскольнической организации, но и свою «православность», о которой они так много говорят и с чем себя отождествляет, примыкая зачастую к организациям происходящих по своим воззрениям от монофизитов, несториан, римо-католиков, старокатоликов а иногда и вообще представляют смесь протестантизма с легким налетом инославной псевдоцерковности, ложного апостольского преемства с заявкой на построение пирамидальной иерархической структуры с немыслимым количеством «митрофорных протопресвитеров» и «митрополитов» с правом ношения двух и более панагий, на фоне почти полного отсутствия мирян. И это не голословно, фотографии с сайтов «епархий» УАПЦ (к) демонстрируют «богослужения» со всем «литургическим разнообразием», а точнее винегретом, где смешиваются разнообразие обрядовых форм и богослужебных традиций инославных церквей в призме их восприятия раскольническим сознанием.

   Подобно многим лидерам раскольнических сообществ, Моисей Кулик так же поощряет это смешение обрядов, что показывает его подлинное отношение к каноническому устройству Церкви, ее традиции и учению. Так, новоявленный украинский «патриарх»[2], «целитель»[3] и борец с «энергетическим вампиризмом»[4] — Моисей (Кулик) откровенно свидетельствует: «Проповедовать людям монашеское и крайнюю аскетическую монастырскую жизнь — вещь бесцельная… Поэтому как отдельный человек так и в целом Церковь должны свято держаться учения Христового и не надумывать новых ложных канонов, которые потом разрушают святость Церкви»[5]

   Моисей вообще весьма склонен к реформаторству, что очень сближает его с современными протестантами, так в УАПЦ (к) отказались от иконостаса, оставив вместо него только его остов в виде арок, от почитания святых, и в раздаваемые антиминсы вшивают вместо мощей причастный хлеб[6]. Как видно из его выступлений, к монашеству Кулик так же относится весьма вольно, так, к примеру, никакие каноны и правила не воспрепятствовали ему поменять свое монашеское имя Савва, которое он получил при постриге, находясь в составе УПЦ КП, на Моисей. И само принятие монашества оказалось лишь стремлением снискать «епископское» достоинство. Однако, как свидетельствует само УПЦ КП, пребывая в Киевском Златоверхом монастыре в качестве «иеромонаха Саввы» «братия со временем начала замечать в его поведении и взглядах странные вещи. Свое беспокойство странным поведением и взглядами иеромонаха Саввы высказывали и верующие, приходившие в монастырь. В частности иеромонах Савва стал проповедовать целиком неправославное учение о перевоплощении и переселении душ, заявлял о своем непосредственном общении с Господом, Божьей Матерью, святыми и ангелами, высказывал мысль о том, что он является боговидцем и перевоплощением пророка Моисея. Изучив странное поведение иеромонаха Саввы (Кулика), граничившее с психическим заболеванием, священноначалие монастыря сообщило об этом своему священноархимандриту — Святейшему Патриарху Филарету. Из-за этого Священный Синод отказал иеромонаху Савве (Кулику) в епископстве, а Святейший Патриарх имел с ним пастырскую беседу, в которой объяснил ошибочность указанных выше мыслей. Иеромонах Савва возражал против того, что он придерживался таких мыслей[7]» Позднее Кулик получил «хиротонию» в США от одной из многочисленных автокефальных украинских раскольнических группировок УАПЦ Соборноправной, имеющей свое происхождение от скандально известного в прошлом веке автокефального проходимца «митрополита» Григория (Огийчука), отлученного от УАПЦ формации 1942 г. в 1947 году[8]. В 2002 году, некий «митрополит» Стефан (Бабий-Петрович) и «архиепископ» Михаил (Явчак-Чампион), совершили «архиерейскую хиротонию» Моисея Кулика, при чем сразу же возвели в «митрополиты Киевские и всея Украины». Нужно отметить и то, что в том же году, учитывая еретические воззрения Кулика Ученый Совет филаретовской Богословской Академии отказал ему в выдаче диплома о высшем богословском образовании[9]. В настоящее время «иеромонах» Савва преобразился не толь ко в «патриарха», но еще и в «доктора богословия», под какими титулами издает свои книги «Здоровье души – здоровье тела», при этом нет нигде и малейшего упоминания о том, каким именно религиозным образовательным учреждением ему было присвоена данная «ученая степень». Кулик так же практикует единоличное «рукоположение» женатых «клириков», с присвоение им титула «хор-епископов». Такими, к примеру, являются; Серафим, «хор-епископ» Екатепека, викарий Мексики, Александр, «хор-епископ» Житомирский, викарий Киевский, Василий, «хор-епископ» Фастовский, викарий Киевский, Василий, «хор-епископ» Ужгородский и Закарпатский.

   Но вернемся к миграционным тенденциям. Как видно сам Кулик, прошел через несколько юрисдикций (РПЦ, УАПЦ, УПЦ КП, УАПЦ Соборноправная), пока не создал свою личную, «карманную церковь» - УАПЦ (к). Костяк первоначально составили знакомые «клирики» по УПЦ КП, которые в одном только 2004 году в количестве 11 священников и 15 приходов УПЦ КП в Фастовском районе Киевской области присоединились к УАПЦ (к). Авторитет такого одиозного лидера не может не держаться на подобного же рода церковных авантюристах, искателях громких титулов, высоких амвонов и блестящих золотом незаконно одетых облачений. Являясь сильным и ярким лидером, Моисей сумел собрать под свой «омофор» целую плеяду невероятных персонажей, совершающих свое «служение» почти на всех континентах мира. Начиная с 2004 года, Кулик объявил об отделении от соборноправников[10], и стал принимать в свою структуру всех желающих, где одним из первых стал некий бывший ранее у греков-старостильников «епископ» из Колумбии Иосиф (Одон Абад Гомес). А уже в октябре 2004 года, в результате непродолжительных переговоров целая группа «епископов» именовавших себя «УАПЦ в диаспоре» во главе с «митрополитом» Каллистосом (Монсолв) «Екзархом Западной Европы, Южной Америки и Африки», присоединилась к Моисею, правда, относительно ненадолго. В декабре того же года присоединился некий Пабло (Альварес Перес де Луна), «епископ» Севильский и Испанский.11 марта 2005 присоединилась община верующих в Эквадоре. Юрисдикция Моисея вообще склонна принимать в свой состав всех желающих, за счет чего количество «епископов» и приходов стремительно росло, но при этом наблюдается и текучка кадров (менее чем за полгода шесть из принятых в юрисдикцию «епископов» ее покинули). Особенно много желающих пребывать под «омофором» Моисея происходят из США, Латинской Америки, Западной Европы и Африки. На конец 2004 года у Моисея было 15 «епископов», из них только 3 на Украине, в середине 2005 их количество достигло 20[11]. В составе УАПЦ (к) некоторое время пребывал и известный кочевник по раскольническим организациям «архиепископ» Спиридон (Бабский) с титулом «епископ Луцко-Волынский». Летом 2005 года в УАПЦ (к) разразился скандал, из-за того что некоторые «епископы» не поддержали нововведений и реформаторских стремлений Моисея, в результате чего, 5 августа 2005 года «патриарх» извергнул из сана троих из оппозиционных «епископов». В своем обличении «патриарх» Моисей затронул и количество верующих каждого «иерарха» Наибольшее их число оказалось у Василия (Спиридона) (Бабского)(50-60 человек), (у Исаакия (Квитка) 12–15 человек в селе Бузукив, Черкасской области; а у Иоанна (Майлеса) всего 2–3 человека). В свою очередь эти «епископы» образовали новую церковь - названную «Автономная Украинская Православная Церковь в Америке» (АУПЦА). В новообразованную организацию перешла большая часть «клира» и мирян. Возглавил АУПЦА, «рукоположенный» Моисеем же «епископ» Иоанн (Майлес), который сразу же получил сан «митрополита», звание «Верховного епископа Церкви» и белый клобук в комплекте[12]. Всего в группу Майлеса из организации Кулика перешло 13 «архиереев»[13]. Следует отметить, что как и организация Моисея, так и юрисдикция Майлеса, принимает в свои ряды желающих со всего мира. Так, к примеру, летом 2006 года к ним присоединился некий Давид-Франциск (Корбетт), «архиепископ» Мальты, управляющий епархией Австралии, известный своими связями с «мальтийскими рыцарями», на деле же напоминающие некую масонскую организацию. Появление такой структуры, как АУПЦА, не могло не обрадовать и российских раскольников. В результате недолгих переговоров 11 января 2006 года было подписано соглашение о «евхаристическом общении» между АУПЦА и «Священным Синодом Православной Российской Церкви» «митрополита» Рафаила (Прокопьева)[14]. Однако это самое соглашение не было признано собственно «митрополитом» Рафаилом, и вскоре «митрополит» Венедикт (Молчанов) и «архиепископ» Лука (Николенко) были исключены из ПРЦ и окончательно вошли в состав АУПЦА, под названием «Архиепархия России Русской Истинно-Православной Церкви АУПЦА». В настоящее время АУПЦА насчитывает 16 «иерархов», среди которых есть и представитель «западного обряда» «митрополит» Техасский Томас (Logue), епархия которого была создана им в 2000 г., в 2004 присоединилась к Моисею, затем в 2005 – к Майлесу, состоит из 2 приходов и 5 священников.

   Оставшиеся с Моисеем «иерархи» из группы Каллистоса , впрочем, недолго пребывали с ним. Авторитарное начало, весьма сильно в сознании тех, кто незаконно украшает себя панагиями, и, как известно, проблема борьбы за лидерство в группировке становиться еще более острой, если количество претендентов на него постоянно растет. Результатом таких стремлений стал очередной крупный раскол в УАПЦ (к). В сентябре 2008 года от Моисея отошел, до этого один из самых верных адептов, парижский «архиепископ» Николас (Дюваль), увлекший с собой еще пять «епископов». Данные «иерархи» продолжили свое «свободное плавание» в море схизматических образований и присоединились к так называемой «Американской Православно-Католической церкви» (American Orthodox-Catholic Church), в которой образовали автономную митрополию, где Николас сразу же стал «митрополитом»[15]. Прослеживая происхождение данной группы, необходимо отметить, что Американская Православно-Католическая церковь - одна из множества малых американских юрисдикций, которые существуют за счет известного американского религиозного плюрализма, разлагающего традиционные христианские ценности под знаменами «свободы совести и вероисповедания». Считает себя продолжателем дела некоего «патриарха» Профеты, известного во второй половине XX века в США, организатора нескольких околоцерковных организаций, где служится созданная Профетой «литургия».[16] Так как одна из линий «апостольской преемственности» АПКЦ восходит к так называемой «Эфиопской Православной Коптской церкви Северной и Южной Америки» (ЭПКЦСЮА) юрисдикция почувствовала себя частью именно этой, эфессинской, традиции. В 1986 году «епископ» Медим Иеремия (долгое время бывший «епископом» ЭПКЦСЮА[17] в Нью-Йорке) вернулся в Уотертаун (штат Нью-Йорк) и объявил себя наследником «патрарха» Джеймса I (его линия апостольской преемственности большей частью происходила из т.н. «Американской Православной Церкви» (АПЦ) – так же детища Профеты). На данный момент эта группа лелеет надежды войти под омофор Коптской церкви. Оригинальная АПКЦ (некоего «епископа» Самуэля) насчитывала 8 приходов. В марте 2008 года АПКЦ проходит процесс объединения с еще двумя юрисдикциями (еще одной инкарнацией "Американской Православно-Католической церкви" и некой "Северовосточной епархией Украинской Православной Католической церкви"), после завершения, которого группа будет насчитывать 18 приходов с 35 «священнослужителями».

   Вследствие массовой миграции в США и Европу из стран третьего мира, в Новом Свете и Западной Европе появилось невероятное количество раскольников - представителей несторианской, монофелитской, и особенно монофизитской традиций. В частности коптской и эфиопской культур. Последняя сильно повлияла на межюрисдикционные отношения и породила десятки различных маргинальных раскольнических структур[18], одной из которых и являлась ЭПКЦСЮА. «Евхаристическое общение», в которое периодически вступают между собой раскольники всех мастей, лишь в очередной раз подтверждают всю их псевдоэкклезиологическую подмену подлинного единства Истинной Церкви, которое укоренено в вечности и явлено в единстве веры, догматов и канонов подлинной Православной Церкви.

   Другой деятель «реформированного православия», московский «протопресвитер» Глеб Якунин[19] прямо обозначает свою позицию отношение к православной канонике и богослужебному уставу; «Правильно, каноны относятся к дисциплине, к церковному устройству. Они должны быть, но Церковь постоянно развивается, а потому часть из канонов устарела, а часть из них противоречит как современной церковной практике, так и друг другу. И мы, когда обсуждали какие-то организационные моменты, все-таки приняли очень важную формулу: когда расхождение — что делать? Если большинство принимает изменения, то Церковь двигается вперед, а кто остается в меньшинстве — пожалуйста, служи по старому, не признавая чего-то. Единству нашей Церкви разногласия во второстепенных вопросах не угрожают, вера у нас одна, а тоталитаризма у нас нет.

    И еще, возвращаясь к литургии: за две тысячи лет существования христианства сколько литургий было? Сейчас три литургии: святых Григория Двоеслова, Иоанна Златоуста и Василия Великого. Литургия Апостола Иакова практически нигде не служится. Но ведь сотни были литургий! Опять-таки, сердце, главное содержание литургии — это Евхаристический канон, который действительно нерушим и не может подвергаться ревизиям, реформам. Все остальное — пожалуйста. Можно католическую мессу служить во всех разновидностях, англиканские или лютеранские литургии. Я думаю, что все вопросы Устава, богослужения, постов, все это должны общины решать. Вот на каком община захочет языке служить — на том и служить. Может быть, часть прихожан захочет на английском языке»[20].

   Однако, легко принимая к себе, раскольники легко и отпускают от себя. Своему идеологическому стороннику и либерально настроенному священнику Георгию Кочеткову Глеб Якунин советует: «Единство любой ценой, — какая ерунда! Я бы на месте Кочеткова, при его возможностях, плюнул бы на эту Патриархию, которая его гнала, создал бы свою иерархию... Сам бы стал епископом, пришел бы к нам, мы не требуем подчинения себе — дали бы ему благодать апостольского преемства и пусть бы еще рукоположил пять-шесть епископов. Свою Церковь отдельную сделал бы — и нас выручил, был бы параллельный фронт»[21].

   Разделяющий во многом взгляды Якунина, неунывающий «патриарх» Моисей, в замен ушедших, сразу же восполнил свои ряды новыми «кадрами». Так к УАПЦ (к) был присоединен «архиепископ» Юрий (Родригес-Вилла) из Калифорнии (США), «епископ» Серафим Афинский и Аттийский а так же некий Кристиан, «Патриарший администратор Конго». В настоящее время юрисдикция Моисея состоит из 2 «архиепископов», 4 «епископов», 4 «хор-епископов», так же некоему Теодосиусу из Чили назначено «рукоположение»[22].

   Подводя итог этому краткому эссе, можно с уверенностью сказать, что деятели подобные Моисею, никогда не остановятся в поисках подобных себе. Несмотря на различие культур, традиций, обрядов, все эти авантюристы едины в одном, - патологическим отторжением канонической Православной Церкви, невосприятием истины Церкви, косностью в своей гордыни, возвеличивании себя самих, греховным превозношением и нарциссическим самолюбованием. В период нынешних исторических процессов и реалий современного бытия, Церкви будет весьма непросто не то, что выстроить диалог с подобными околоцерковными структурами и раскольническими объединениями, но и создать предпосылки к данному диалогу. Подлинный же диалог может происходить лишь «облекшись в броню веры и любви» (1 Фес.5:8), к которому необходимо стремиться всем жаждущим спасения и называющим себя православными христианами.

  Новым импульсом в изучении церковных разделений явилось эпохальное по своему значению событие, произошедшее в лоне Русской Православной Церкви, в праздник Вознесения Господнего 16.05.2007 в Храме Христа Спасителя был подписан акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Совместным совершение Божественной Литургии и Причастием из одной чаши духовенства и иерархов двух церквей был положен конец 80-летнему разделению. Это единство не могло осуществиться без кропотливой работы церковных историков, исследователей причин разделений и истории юрисдикции в условиях обособленного существования.

    «От высокомерия происходит раздор», – свидетельствует Священное Писание (Притч. 13, 10) и далее вторит: «надменный разжигает ссору» (Притч. 28, 25) и «беззакония ваши произвели разделение» (Ис. 59, 2).

  Как высший дар, как искру благодатного богоподобия даровал нам Господь свободную волю, потому что истинная любовь не терпит насилия. Но, как свидетельствует история человеческого рода, гораздо охотнее человек сослагает свою волю с лукавыми помыслами и страстными вожделениями. Отвергая благое иго Закона Божия, стремясь устроить свое бытие в соответствии с собственным разумением, человек незаметно для себя начинает действовать по вражескому наущению, удаляясь от Господа, Бога мира и милосердия, приближаясь к бездонной и мрачной пропасти вечной погибели.

   Здесь – в грешном, мятущемся человеческом сердце – первопричина всех и всяческих расколов и смут.

  Но страшнее всяких иных разделений смуты церковные, ибо с каждым отпадением части членов Церкви, склонившихся на человеческие мудрствования, все меньше и меньше остается спасающихся. Ибо только в Церкви, сохранившей неповрежденным учение Христово, проповедь апостольскую и правила семи Вселенских Соборов, возможно спасение[23].



[1] Подробнее см.: Церковний календар. Інтронізація Патріарха Мойсея. 17 – 19 червня 2005 року м. Київ. — К., 2006. С. 9

 

[2] Там же.

 

3   Целительству и лечению отведено огромное место в деятельности «патриарха» Моисея. Проводя свои собрания, Моисей Кулик постоянно отмечает важность исцелений в жизни Церкви. Поэтому, параллельно с существующей литературой об исцелении, «патриарх» продает видеофильмы и аудиозаписи с «исцеляющим» эффектом.

[4] Подробнее см.: Мойсей Патріарх Київський і Всієї Руси-України УАПЦ Канонічної. Здоров’я душі — здоров’я тіла. Вид. 2-е. — К., 2006. С. 9.

[5]   Мойсей Патріарх Київський і Всієї Руси-України УАПЦ Канонічної. Здоров’я душі — здоров’я тіла. Вид. 2-е. — К., 2006. С. 65.

 

[6] Подробнее см.: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-uaockan.html - дата входа 11.01.09

 

Подробнее см.: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_8186 - дата входа 17.11.08

 

[8] Новак Олекса. Тернистий шлях українського православ’я у добу сучасності. — Рівне, 1995. С. 204.

См. также; Iсторiя релігії в Українi: Навчальний посiбник / А.М. Колодний, П. Л. Яроцький, Б. О. Лобовик та iн.; За ред. А.М. Колодного, П. Л. Яроцького. – К.: Т-во «Знання», КОО, 1999. – С.732-733.

См. также; Борщевич В. Т. Волинський пом’янник. – Рiвне, 2004. С.229-230.

 

Подробнее см.: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_8186 - дата входа 17.11.08

[10] Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками–автокефалистами в XX в. — М., 2008.- С.371.

 

[11] Подробнее см.: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-uaockan.html - дата входа 11.01.09

[12]   См, ; http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-uaoca.html - дата входа 19.11.08

 

См,: http://www.uaocamerica.org/BishopsDioceses/OURHIERARCHS.dsp - дата входа 19.11.08

 

[14] Как и почти все современные раскольники, «митрополит» Рафаил ведет свое «апостольское преемство» от УАПЦ «митрополита» Мефодия (Кудрякова). Подробнее об этой юрисдикции см; Стяжатели духа святого / Сост. Н. Кикешев. — М., 2006.

 

См,: http://www.hierarchy.religare.ru/h-westorth-aoc.html - дата входа 11.01.09

 

[16] Подробнее см.: http://www.hierarchy.religare.ru/h-westorth-aoc.html - дата входа 11.01.09

 

[17] См.; http://www.hierarchy.religare.ru/h-aincvost-eoccnsa.html - дата входа 11.01.09

 

[18] Подробнее о разделениях произошедших в Эфиопской церкви в новейший исторический период см.; Кирилл (Говорун), архимандрит, преподаватель КДА. Церковь на краю земли.// Труди Київської Духовної Академії. — К., 2008. № 9 – С.232-233.

 

[19] Известный советский диссидент. В 1958-59 гг. учился в Московской Духовной Семинарии. 10 августа 1962 года рукоположен в сан священника РПЦ. В 1960-70 годы деятельный участник правозащитного движения. Неоднократно выступал с критическими письмами и статьями против священноначалия, находился под прещением. Осужден в 1980 г «за антисоветскую агитацию и пропаганду», находился в ссылке в Якутии. Занимался политической деятельностью, был депутатом Государственной Думы РФ. Лишен сана 1.11.1993 г., перешел в УПЦ КП, в 2000 г. создал свою «Апостольскую Православную Церковь», крайне либеральной ориентации.

Подробнее см.; Якунин Глеб, свящ. Исторический путь православного талибанства. — М., 2002. С. 56- 57.

[20] См.; Якунин Глеб, Рыжов Юрий, свящ. Три разговора о прошлом, настоящем и будущем Православия, с приложением краткой повести о Московской Патриархии. — М., — Таганрог, 2006. С.34-35.

 

[21] Там же, с. 13 – 14.

http://www.soborna.org/syn/ru - дата входа 11.01.09

[23] Илларион (Троицкий), священномученик. Единство Церкви и всемирная христианская конференция. // Православная Церковь и ее отношение к католичеству и экуменизму. Издание миссионерского отдела Львовской епархии Украинской Православной Церкви. Без указания года и места издания. С.13

 

свящ. Павел Бочков

настоятель храма свт. Луки Архиепископа Красноярского,

кандидат богословия, докторант Ужгородської

української богословської академії іменні святих Кирила и Мефодія

 

 
Цікавий матеріал? Поділись ним з іншими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить