Головна - Публікації - Доктори УУБА - Расколы сегодня и пути к их уврачеванию


Designed by:
web hosting

Расколы сегодня и пути к их уврачеванию PDF Печать E-mail
Автор: свящ. Павел Бочков   
06.10.2010 08:11

   Как живой организм, как мир людей и особая общность, Церковь, всегда являлась воинствующей институцией, прямо противоставив себя силам тьмы, твердо ведя своих чад тернистым путем спасения во Христе Иисусе. Разные исторические эпохи всегда ставили перед церковью новые задачи, а человеческий греховный индивидуализм постоянно пытался превнести в церковную ограду свои обмирщенные идеи, авторитарное воззрение, очень часто отторгал и соблазнял чад Церкви в расколы, ереси и нестроения. Тем не менее, несмотря на многочисленные причины отпадения от Церковной полноты, Святая Церковь никогда не закрывала свои двери от тех, кто желал бы вернутся в ее лоно путем осознания своих заблуждений, смирения и   подлинного покаяния.

   Русская Православная Церковь, крупнейшая в числе Поместных Православных Церквей, так же пережила огромную трагедию болезненного т.н. «Старообрядческого» раскола - разделения XVII века, последствия которого и по ныне отражаются на жизни нашего общества.

В Синодальный период для уврачевания раскола и конструктивного диалога создавались различные модели; дискуссии, способы миссионерства, имевшие одну общую цель - вернуть в лоно Церкви отпавших. Продиктовано это было отнюдь не желанием собрать под себя всех и вся, но послушанием заповеди Христа; «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 17,21). Блаженной памяти митрополит Платон (Левшин) (1737-1812), сумел создать оптимальную платформу для желающих быть в единой Церкви и сохранять старые обряды - Единоверие, ставшее прибежищем очень многим искренним в своей вере, достойным русским православным людям. В 1801 году в Москве была открыта первая единоверческая церковь на Введенском кладбище.

   Создавались особые миссионерские семинарии выпускники, которых имели своей целью, прежде всего обращение людей из старообрядчества, ставшее стремительно дробиться на толки и течения, скатываясь в сектантство, и только во вторую очередь противостояние западным проповедникам, распространяющим различные лжеучения штундистов, молокан и проч.

В первой половине XX веке, последствия Октябрьского переворота, Террора, кровопролитной Гражданской войны, Русскую Церковь потрясла целая волна различных расколов - Обновленческий, Григорианский, учреждение Временного Высшего Церковного Управления, внутренние оппозиции, автономные временные автокефалии и проч. В результате плодотворного и самоотверженного служения в непростых политических и материальных условиях пастырей и иерархов тех лет, ведя диалог с отпавшими удалось собрать во едино все те осколки, утерянные во времена потрясений.

   Уже в новейшее время, благодаря созданию двусторонней комиссии по диалогу между РПЦЗ и Московской Патриархии, в духе братолюбивого диалога и смиренномудрия было достигнуто соглашение о вожделенном каноническом единстве Русской Церкви, что и произошло на праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 в Храме Христа Спасителя был подписан акт о каноническом общении, и раскол, длившийся десятилетия прекратился. К сожалению, довольно большая группа духовенства РПЦЗ не приняла подобного решения и ныне находясь в состоянии отчужденности от Канонического Православия распалась на несколько юрисдикций, наградив своих лидеров громкими титулами и санами.

   Неоднократное изменение политического и общественного строя затронул все страны Православной традиции в XX веке, это нашло свое отражения в десятках расколов, существующих на канонической территории почти всех Поместных Церквей; десятки греческих старостильных «Синодов», ряд т.н. «осколков» РПЦЗ, самого различного вида т.н. «катакомбников», целая плеяда украинских, белорусских и балканских расколов, революционно-реформаторские раскольнические организации и многие другие - вот новый объект для церковной миссии сегодня. И это в особенности необходимо Русской Церкви, как крупнейшей с отлаженным механизмом Духовного образования, к сожалению, еще не в полноте охватившее в научном аспекте данные явления.

   В настоящее время миссия среди них и диалог - это насущная потребность церковной жизни. Ее современные реалии ставят перед церковным сообществом массу новых вопросов. И вопросы эти требуют быстрого и грамотного ответа. В частности, богословы, историки Церкви, укрепляя ее единство, должны выработать принципиальную позицию в отношении многочисленных околоправославных «Церквей» и «исповеданий». Ведь эти организации претендуют на наличие у них апостольского преемства, приходской жизни и прочего. Общее у всех современных расколов, дроблений и течений то, что в их основе лежит сектантское мышление, резкое противопоставление себя законной иерархии Церкви. Все без исключения «альтернативы» упрекают Церковь в замкнутости и косности, хотя спектр их чрезвычайно широк. Если одни из реформаторов требуют «обновления» жизни в Церкви, то другие скатываются в протестантизм или даже в прямое кощунство - отрицают св. мощи, иконы, церковное предания, монашество и др.

   В настоящее время проблема церковных расколов и ее современное состояние слабо освящены историками и богословами, в основном это удел небольшой группы исследователей-энтузиастов. Однако имеющиеся данные все же необходимо систематизировать.

Необходимо современному священнику - миссионеру входить и в личный контакт с представителями различных течений раскольников, дабы без дополнительных субъективных оценок сделать вывод о личностях и их псевдоцерковных организациях, идеологии, целях и задачах. Важно организовать с ними диалог, основанный не на амбициях, упреках и навешивании ярлыков, а на взаимном уважении - ради мира Церковного.

   Теперь для Церкви новейшего периода, когда слова Евангелия о приходе лжепророков и псевдопастырях исполняются, мы, пастыри Церкви, историки и богословы должны теснее сплотиться для противостояния духу сектантского мышления, изоляционизма, авторитаризма, индивидуализма, обновленчества, под какими бы знаменами оно не появлялось. В качестве примера можно привести бывших священников РПЦ Журавлева, Якунина, Кулика или деятельность о. Кочеткова и о. Гармаева о которых весьма много споров в среде церковных интеллектуалов. Причем обновленчество и модернизм - не единственные крупные проблемы Церкви. Есть обратная крайность - махровое мракобесие и отрицание любых новейших достижений мировой цивилизации, апокалиптические псевдоэсхатологические настроения, зачастую связанные с почитанием псевдостарцев (т.н. «старец Антоний», «схимонах Симон», псковский «старец Алексей», Славик Чебаркульский или «блаженненький Алешенька», он же Рафаил Горевич из города Старого Оскола Белгородской области).

   Уже теперь образованное священство должно встать на принципиальные позиции защиты канонов, должно всеми способами содействовать укреплению авторитета канонической церковной иерархии, ибо без канонического священства нет истинной Церкви, а без нее нет и спасения, вечной жизни с Богом. А ведь спасение и только спасение - главное чаяние для всех верующих во Христа.

 

свящ. Павел Бочков

настоятель храма свт. Луки

Архиепископа Красноярского г. Норильска,

кандидат богословия


 
Цікавий матеріал? Поділись ним з іншими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить